Экспедиция в станицу

Происшествия, события и проблемы Горячего Ключа

Сообщение ДВ » Сб окт 09, 2010 10:51 am

BitUm писал(а):Село Подхребтовое основано в 1866 году

Мои снимки с кладбища селения Яйлигюх (Подхребтовое) Как видно дата на плите 1809 г., так что извиняюсь за ошибку в моем предыдущем посте о конце 19 века, хотя там есть плиты и с датами конца 19 в. Никто не высказывает сомнений о подложности дат на плитах. Мы лишь говорим о том, что селение Яйлигюх не является селением Псекупской долины и тем паче ст.Саратовской. Данный факт "притянут". Для чего автор это сделал?


Потому что источником "обнаружившим кладбище", являлась редакция газеты "Г.К." без особых ссылок на место. В след. издании точные координаты будут автором внесены, об этом я упоминала.
Интересен другой аспект: Если вы лично бывали на этом месте, как вы думаете, могла ли дата 1809 - быть датой рождения человека? Как в основном наносилась датировка на другие плиты? И еще столб "князя Хаджимукова" из карского мрамора был в местечко Псыфабэ завезен... На ваш взгляд: под вышепоказанными на фото плитами существуют захоронения? Спасибо огромное за фото!
Аватара пользователя
ДВ
 
Сообщения: 445
Зарегистрирован: Вс июл 25, 2010 23:42 pm

Сообщение BitUm » Сб окт 09, 2010 12:01 pm

Не знаю является ли дата на плите годом смерти или рождения, на мой вгляд логичнее предполажить, что это год смерти. Относительно есть ли там сами захоронения, думаю, что есть...
Относительно столба, ну что ж мрамор могли завести, какие проблемы, что касаемо плит на кадбище Яйлигюх, то это не из этого же ряда. Материал местный песчаник. Да и сами по судите,еслибы эти плиты завозились, что по тем временам наверняка было не просто, то портить их явно кустарными надписями... ну это расточительство. привезти черт знает откуда и потом гвоздем нацарапть .... ну не знаю.. :)
BitUm
 

Сообщение ДВ » Сб окт 09, 2010 12:19 pm

Экскурсия в глубину веков.
Археологические находки, хранящиеся в музеях краснодарского края в виде диковинных рептилий - аммонитов Юрского периода (см. на обложке), заставляют представить вместо Азовского, Чёрного и Каспийского морей - древний океан Тетис. Аммониты океана достигали в диаметре более двух метров и принадлежали осьминоговым периода динозавров. В современном мире окаменелые аммониты находят в Атлантике и в долинах рек Горячеключевского района. При постепенном спаде воды, места древнего океана превратились в болотистую непроходимую местность, преображаемую тысячелетиями горными хребтами, живописными долинами и минеральными реками Закубанья. Гора, названная через миллионы лет горой индов - Хиникушх или «Индюк», расположенная на границе туапсинского и горячеключевского районов, один из существовавших 170 млн. лет назад подводных вулканов. Ящеры, огромные рыбы, крылатые пресмыкающие, кораллы оставляли отпечатки на камнях, а на Бабаковом ручье, найдены кости кита-цетотерия. Бесконечные землетрясения образовали к началу Мелового периода длинный остов* океана – Кавказский хребет и три моря. Мифотворцы населили места Причерноморья полулюдьми, остерегающихся драконов и огнедышащих быков. Климат тысячелетиями менял животных и человека. Переход к цивилизованному миру был сложен, неравномерен и длителен. В эпоху каменного века, начиная от станицы Саратовской по нижнему течению Псекупса, расположены стоянки первобытного человека. Три стоянки неандертальцев* - людей эпохи палеолита найдены на горе Кадош между рек Туапсе и Агой с многочисленными кремневыми орудиями, хранящиеся в Туапсинском краеведческом музее. Палеонтологи располагают уникальными экспонатами, в виде окаменелых моллюсков, найденных к северо-востоку от станицы Кутаисской, и в долине реки Апчас*, со стороны ст. ст. Имеретинской и Черноморской. Для некоторых находок не требовался специальный инструмент, останки млекопитающих находились у речек-ериков, требовалось по-внимательнее присматриваться к берегам. В районе Асфальтовой горы, на трассе Горячеключевская развилка – Хадыженск, в битумной породе обнаружен скелет шерстистого носорога, для обработки шкуры которого применялись остроконечник и скребло. Кроманьонец. периода 30 - 10 тыс. лет до н.э. исповедует культ сжигания трупов, выглядит звероподобно, а нравы того времени жестоки и беспо-щадны. Нелегко представить, стада диких зубров и бизонов, в роскошных лесах станицы Кутаисской. Приручением животных занимались кочевники среднего Псекупса и верхнего Пшиша, в этих местах наиболее сосредоточены стоянки первобытных. В результате таяния льдов 11,5 тысяч лет назад, северо-анатолического разлома и многочисленных цунами началось интенсивное изменение природы и образа жизни людей. Признаки неолита обнаружены в археологических находках по правой террасе реки Псекупс в р-не аула Нововочепший. Предметы не оставляли потомкам богатого наследия, скрывая тайны исторической эпохи. С началом бронзожелезного века* появляются сплавы из меди и олова для ковки. Древние большие города* застраиваются по берегу Черного моря и долинах рек, где плодородная почва позволяет развивать земледелие без особых орудий труда. Это прекрасное время можно назвать так же исторической эпохой, принадлежащей философам, поэтам, архитекторам. Безмятежные войны породили название сармат*. С воином-сарматом во 2-3 в до н.э. хоронили личные вещи, состоявшие иногда из посуды с остатками еды и лука со стрелами или меча-акинака. Члены семьи наследовали удальство. Девушки-сарматки прекрасно управляли лошадьми, метали копья, стреляли из лука, боролись с неприятелем, пока девственны, и, не выходили замуж, не убив трех врагов. В доказательство отваги вождю преподносили части тела врага - убиенных. В продолжении рода, сарматки выходили замуж за доблестных воинов-скифов, оставаясь в большинстве на землях правобережной Кубани. Древнегреческий историк Страбон (64 г. до н.э. - 24 г.н.э.) сопоставил данные античности, уточнив происхождение народов меж морями: В поиске идеала, население обращалось к культуре Древней Греции и Причерноморье «декорируется» для главных действующих лиц Прометея, Гермеса, Зевса. Один из сыновей Геракла и змееногой богини, - Скиф начинал править землями Причерноморья, поэтому Черное море* византийцы нарекли скифским. Племена скифов* раз в году совершали жертвоприношения, сооружая возвышенность из хвороста, на которую устанавливали меч, олицетворяющий бога войны. Собранная кровь рогатого скота, лошади или пленника, выливалась на жертвенник. Так же, как македонские монеты и украшения, найденные в районе современной горы Абадзехской* говорят о жертве богу подземного царства за исцеление людей от недугов и указывает на посещение этих мест генуэзцами. Перед Александром Македонским не могли устоять много народов: «От хазарских высот до Китайского моря всюду тюрки и, нашей гневливости вторя, хоть не сходны в суждениях наши умы, также к руссам враждебны они, как и мы. Если Рус – это Миср, его сделаю Нилом! Под ногами слонов быть всем вражеским силам! Низами». В 330-х годах до н.э. Александр совершает поход по Причерноморью, Азии, доходит до Китая. Скифское Причерноморье с населяющими синдами, меотами*, фатеями по покровительством царя Перисада I (344-310 г.г.) берет не силой, а демонстрацией отваги китайской рабыни Нистан*, грациозно обращающейся с огнем и мечом, а также других воинов, сражающихся на стороне греческого полководца. Сам Александр неважно чувствовал в русской Миср и имел симптомы лихорадки. На Псекупскую долину осуществляли набеги печенеги, хазары, половцы, через неё проходили воинственные племена: хаттов, гуннов*, аваров*, готов, некоторые из них становились осёдлыми. Другие долгое время укрывались от варваров в горных пещерах, занимались охотой и собирательством лесных даров. Импульсы заселения территории левобережья Кубани до Черного моря исходили из Индии, Азии, Закавказья, Руси. Самым сильным оставалось грековизантийское влияние через религию, культуру и торговлю. Споры за право контроля над торговыми караванами держались между племенами и завоевателями. По свидетельству Плано Карпини (ХIIIв.): «Чингисхан, после Закавказья, прошел через черкесские земли и в числе разных народов покорил: черкессов, комуков, половцев, аланов, зихов и др.» После смерти Чингисхана в 1227 году, его наследники разделили меж собой огромную империю на улусы, Закубанье назвали улусом Джучи, с подчинением внуку великого императора Батыю. Хранящие богатые внутренние потенциалы племена, развивались интенсивнее, слабые не меняли устоев, страдая от грабительских нашествий иноземцев*. Разоренные и запустевшие земли, которые монголотатары удержать за собой были не в состоянии, стали легкой добычей князей.
Остов*- внутренняя опорная часть;
Неандертальцы*- их стоянкам 700-150 т. лет. Известны Средне-хаджохская, Шоханская в районе гор. Майкопа.
Апчас*- река, берущая начало на северо-восточных склонах хребта Котх около безымянной вершины 501, пересекает поселки Транспортный и Промысловый, Кутаис, станицу Черноморскую и Хадыженскую трассу. Впадает в Краснодарское водохранилище, в районе поселка Нечерезий (Адыгея). Раньше называлась Пчас - «листва», «сад» (адыг.)
Бронзожелезный век*- человек научился плавить самородную медь. Появляется плавильное углубление, потом печь, горн, в котором с помощью кожаных мехов нагнетается воздух для повышения температуры.
Древние большие города*- Пантикапей, Фанагория (р-н г. Керчь). Античный ремесленный и торговый город Синдика - Горгипия - Мапа - Анапа, построенный греками, занимал всего 35 га земли.
Сармат* - человек, "вооруженный мечем" (2-3 в. до н. э). Сарматские мужчины и женщины, отличались "крутизной", военной активностью. Женщины владели всеми видами оружия: луком, коротким мечом и длинными копьями. Они пользовались и правом голоса при решении общинных проблем. Активной политической деятельностью занимались сарматская царица Зарина, лично водившая войска в бой.
Черное море*- славяне называли Понтским, итальянцы Великим, арабы Русским.
Скифы*- говорили на скифском или "ведическом" языке, преемственным славянами. Скрепляя договор, скифы пили вино с кровью; предсказывая будущее, гадали на ивовых прутьях и липовом мочале - обряды, известные средневековым славянам.
Гора Абадзехская*- высотой 415 м. над уровнем моря – названа в честь влиятельного племени, среди зихокасожского народа – абадзехов.
Меоты*- население негреческого происхождения ("Новая история" под ред. Юдовской А. Я.), меоты произошли от ассов. Причерноморье населяли наравне со скифами и даже раньше скифов. Изучая одиночные погребения предскифского времени меотских племен, в 50 % захоронений наиболее богатых людей обнаружены: оружие в виде наконечника копья, кинжала, либо железного топора или каменного молота; конская узда, кости лошади. Иногда в могилу помещали чучело жертвенного коня, набитое соломой. Лишь в двух захоронениях найдены целые скелеты лошадей. Раскопки более раннего времени (II-IV в до н. э.) показывают на человеческое жертвоприношение в меотских святилищах.
Нистан* - рабыня, упоминаемая поэтом Низами. О Нистан, воинах, жизни рабов и князей рассказывает в поэме ХII-ХIII в.в. «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели. Некоторые названия народов, описанные в произведениях схожи с народами Северного Кавказа, например хатавы царства Хатаэти с названием племени хатты.
Гунны*- сабирские жили на востоке Северного Кавказа.
Авары*- (в летописях обры) вели войну против славян с особой жестокостью.
Аватара пользователя
ДВ
 
Сообщения: 445
Зарегистрирован: Вс июл 25, 2010 23:42 pm

Сообщение ДВ » Сб окт 09, 2010 15:56 pm

Древние ремёсла.
Найденный возле станицы Саратовской дольмен* сохранял скелет, покрытый красной охрой, при нём медный топор, тесло, браслет и небольшой глиняный сосуд. Предметы не могут указать изготовителя, но характеризуют производственные навыки времени. Все виды древних ремёсел, кроме изготовления красок и металлических изделий, связаны в основном с животноводством. Члены семейств разбивали, сортировали, расчёсывали шерсть; ткали сукно, ковровые и шерстяные ткани; шили бурки, в утомительном походе служащие палаткой и одеялом, черкески, башлыки. Женщины вышивали золотом и серебром, украшая сёдла, колчаны, луки и стрелы, свои башмаки и полотна. Из конопли делали верёвки, канаты, полотно: Пеньку предварительно вымачивали в реке до отделения волокон от стебля, зиму сушили, весной стлали тресту, мяли, трепали, вытягивали на пряхе, наматывали на скалку, получая клубки для ткания. Полотно отбеливали в сернистых источниках до чисто белого цвета. Обработка камня, металла и дерева требовала специальных навыков, поэтому умение начали передавать по кровнородственному наследству.

Прародители Псекупских адыгов* - касоги.
Рядом с обширной территорией Алании, берег Чёрного моря с IV века плотной полосой заселен касогами и зихами, переживающими натиск гуннов, в VII в. хазар и мигрируют на северовосток, в районы рек Псекупса, Пчас, Шкелюк, выискивая обширные сочные пастбища. Касогия, с андийским народом, называющим себя: анты*, анды, ады*, адыхи образуется в VIII-Х в.в., займёт территорию западной Зихии и восточной Готии. В нартских сказаниях упоминалось о священной колодезной воде антского народа, именуемой «инал-и-псын», отметил исследователь Люлье. «Анты не управлялись одним человеком, жили в народоправстве, характеризовались высоким ростом, огромной силой. В бой ходили в шлёмах, с щитами и копьями», писал Прокопий Кесарийский. Свои жилища касоги располагают от 300-400 метров до километра друг от друга, в виде полуземлянки до 20 м2, с углублённым до метра в землю, полом обмазанным глиной и выстланным листьями благотворных растений или циновками. Стены конструируют из рубленых веток, связанных между собой и обмазанных раствором из глины, песка, золы и навоза. Крышу кроют соломой и хворостом. Входят в жилище с помощью земляных ступенек. Против входа в землянку сооружают кострище прямо на полу, окаймляя его камнями. Когда огонь притухает, засыпают золой для облегчённого розжига следующим днем. Места селений именуют по названиям растений, птиц, животных местности. Мужчины носили тунико-образные рубахи, узкие штаны, бешмет, овчинную шубу. Кольчужная рубаха, одеваемая поверх одежды, на время похода не снималась даже ночью. Женщины одевали платье-рубаху, шаровары, обувь, как у мужчин, из простеганного овчинного войлока, платки, шали, серебряные украшения. Постепенно платья дополнялись пуговицами, вышивками, бисером, бусами, кроились из привозной парчи. В жаркое время носили платья-драпировки из цельного куска, напоминающие греческое платье-хитон. Знать со временем начала предпочитать одежды из шелка, украшенные золотыми изделиями, которые в разнообразнобольшом количестве завозились по морскому торговому пути из Азии. Одежда крестьянина изготавливалась из козьих и овечьих шкур или кожи и доморощенной шерсти. Изучая греческие сведения о предках адыгов Ш. Ногмов подчеркнул трудолюбие: Без особых орудий они корчевали лес, обдирали кору, оставляя стволы, пока те сами падали, потом поджигали. Защищая огороды от активного солнца и суховея, старались сажать вблизи воды, меж пролеска. Возле жилищ, обнесённых камышовыми снопами, стояли лодки-долбушки, а в ветвях деревьев устанавливались дуплы пчёл. Отношение к пчелам было святым. Среди Закубанских племен существовал странный обряд погребения: умершего иногда хоронили не в землю, а в специально выточенную лодку-дупло, с подвешиванием на дереве. Считалось, если в ней зароятся пчелы, умерший попадал в рай, если нет, тогда резали дикого кабана и «подавали» кусками мяса. Северовосточная часть Касогии не без помощи чужеземного влияния меняла свои границы и вскоре назвалась Абадзехией. К северозападу от неё расположится Бжедухия с множеством княжеских дворов. Отвоёвывая право на землю мечём, более сильные князья Хатюшук у фатеев или Лавристан Хамышейский у зихов, становились феодалами, а хлебопашцы делились с ними частью собранного урожая. Когда с родовыми в аулах и кутах селились другие переселенцы, не связанные кровными узами, соседская община пришла на смену родовой. В селениях появляются жилища из камня и брёвен, перекрытых мхом и соломой. Топка печи каменки из необработанных камней, внизу крупных спорников, кверху мельче конопляников, заканчивалась сводом из небольших булыжников или одной плитой. Касоги поклонялись, как прародители, природным стихиям и старались дружить с духами, населявшими окружающую природу. Не менее, чем Перуна, они, как и русы почитали скотьего бога - Велеса. Представляли его в виде змея и считали хозяином подземного царства, рек и плодородия. Чем больше богател Велес, тем больше завидовал небесным стадам Перуна. Однажды Велес-змей согнал стада Перуна с небес в пещеры. Не стало туч, прекратились дожди, стала иссыхать земля. Опечалились люди, лишь Велес остался доволен награбленным богатством. Разгневался тут Перун, загрохотал по небу. Подъехав к пещере на колеснице, закричал: "Выходи из берлоги!" Бросился прочь Велес. Были освобождены стада-тучи. Два дня шел дождь. С тех пор люди почитали Перуна - хозяина неба и гор, а со временем, покровителя воинов... Вторжения варваров заставят касогов искать покровительство и защиту в Тмутараканском царстве и найдут в 965 году у киевского князя Святослава, нанёсшего смертельный удар по хазарскому каганату и положившего начало экономическому и культурному развитию Причерноморья. Князь Редедя был хозяином зихокасожского княжества. Он вершил суды, имел власть над огромным количеством рабов и пользовался совершенной свободой, как гласил неписанный закон. Правящий Тмутараканским княжеством до 1036 года Мстислав* - внук Святослава, в 1022 г. отправляется в поход по зависимым от Тмутараканского княжества землям и встречается с касожским вождём Редедя для урегулирования вопросов о дани в единоборстве. Этому моменту посвящены адыгские песни и сказки об отважном Редеде… Среди адов жили сказания о стене, построенной всемогущим Искандером*, соединившей два моря и разъединившей два мира. Какие миры она разделяла, рождали споры, вызывая интерес у путешественника А. Дюма. Уникальной могла быть стена любого укрепления между морями. Другая легенда рассказывает о бронзовой статуе Адама установленная Искандером Зулькарнейном* в огромной пещере, откуда вытекает Псекупс, оканчивается словами: «Кто возьмёт сокровище, будет убит палицей бронзового человека». Когда я познакомилась с результатом раскопок крепости Псыфабэ, была изумлена единению событий, описанных в легендах: Александр Македонский в свою славу заложил статую Адама - в начале реки Псекупс, а символичная стена могла быть заложена вассалами в его среднем течении. Долина Псекупса на своём пути располагает несколькими крепостями, но в единственной цитадели Псыфабэ выстроена подобная стена. Вход в холодное ущелье через десятки метров открывал вход в более узкое ущелье Дарьяла, заводил на гору и в крепость. Взять её желали многие, поэтому ограждение, толщиной 3,5 метра, длиною 40 метров, состоящее из двух параллельных каменных стенок шириной 50 и 30 см., сложенное из крупных квадратов песчаника на глине, служило защитой от внешнего мира. Внутренне пространство ограждения забутовано мягким колотым камнем. Укрепление имело 67-метровую длину. После строительства стены, площадь цитадели уменьшилась на 1/3 часть. В южной части располагалась прямоугольная башня с центральным входом. Северная часть заканчивалась башней-многоугольником. На террасе скалы с севера стояла наблюдательная вышка. В множественных пещерных углублениях, расположенных под башней находили укрытие воины. В крепости Псыфабэ через несколько веков, к 1848 году обустроится один из муртазигских округов Мухаммеда Амина во главе с муфтием - судьёй и тремя советчиками – кадиями. На территории крепости разместились: судилище, конюшня, жилое помещение и склад с продуктами, а пещерные углубления использовались для ослушников. Недалеко от горы располагались землянки, в которых, предположительно, во время закладки стены, проживали зихи или фатеи. Развитие этих племен не сломило нашествие иноземцев, об этом говорят исследования низовьев р.р. Псекупса, Марты, Пчаса. Долину Псекупса после А. Македонского абазины продолжали называть священной Миср, что означает древнее название Египта, а значит, отношение полководца к долине было особенным. Князь Инал (1378-1458 г.г.), родоначальник «аристократических» племен бжедухов, хатукаев, темиргоев, бесленеев, генетически был связан с великим Египтом, а одни из его потомков с долинами Псекупса, Пшиша, Белой. В отличии от аристократических, в племенах шапсугов, натухайцев, абадзехов больше тльфокотль*. Слово «богатый» тогда означало «имеющий бога» и это значение вполне применимо к народам, живших своим трудом и развивающихся более интенсивно. С ХI века по степному Закубанью кочуют половцы, оставляя каменные изваяния, по которым можно определить территории распространения этого народа: Прикубанье, верхнее течение Кубани, нижний Псекупс. Крепость Псыфабэ - полусохранившийся памятник язычества, подобный «половецким бабам», но более древний. «Искандерова стена» по дошедшей до А. Дюма легенде делила людей на два мира, и, действительно, во время путешествия писателя, проповедовались различные религии. Хотя, изначально, никаких два мира не существовало, а горцы, населявшие Псекупскую долину, жили в единоверии. Земли касогов, по решению Вселенского собора, с 672 года были прикреплены к Мцхетской епархии Грузии. С высоты укрепления Псыфабэ хорошо просматривалась дорога с торговыми караванами и воинскими караулами, занимающимися взиманием транзитной пошлины с товарооборота. Легенда о воине, в одиночку вставшего на защиту крепости у входа в ущелье могла иметь место. Например, во время праздника урожая, жители уходили из селения совершать обряд, об этом знали все. Вход в крепость располагался в нескольких ста метров от парома-переправы через реку Псекупс к большой дороге. На другой берег тогда ещё полноводной реки могли переправиться и воины караула, и недруги... Исследования в отношении крепости требуют тщательного расследования и ожидают новых открытий. Из святых мест абадзехам была известна пещера*, расположенная на северном склоне Главного Кавказского хребта в 33 верстах от Псыфабэ через Гуннское ущелье. Подножье горы с пещерой было покрыто пихтовым лесом. Вход в нее невелик, там веет сырым, холодным воздухом. Внутренняя дорога, длиною в 3 версты, со струящимся ручьем, представляет невысокий коридор и ведет в огромную залу со сталактитами и сталагмитами желтых оттенков, переходящих от темных к светлым тонам. Некоторые из посетителей пещеры, благодаря высокой внутренней ионизации воздуха, исцелялись. Сюда приходили совершать обряды язычники. Меж тем, ислам надежно селился в Псекупской долине, правителями которой выступал княжеский род Хаджимуковых. В селениях касогов появилось новое слово «тха» - бог и «шоген» - священник. Убранство касожской сакли* подчёркивает самобытность и требует переосмысления мира, взаимоотношений между мужчиной-воином и женщиной, поддерживающей очаг... В другой легенде рассказывается об истории любви двух сердец и жизни племен: "В одном племени у одного князя была дочь, у другого князя - сын. Юноша и девушка полюбили друг друга, но их племена враждовали. Однажды парня, пришедшего на свидание, схватила стража. Девушка упросила отца помиловать любимого и даже убедила всех к примирению. Оба племени объединились".
Саратовской дольмен*- "эспун", носитель культур, памятник оседлых племен II- III тыс. до н.э. Тайна эспуна - загадка веков, подобная загадке цивилизации атлантов. Он складывался из пяти каменистых плит, которые составляли стены и крышу, иногда дольмен высекался из цельной глыбы.
Адыге* - народ Закубанья (абадзехи, бжедухи, натухайцы, убыхи, шапсуги). После нашествия татаромонгол в XIII веке их плотность резко увеличилась в горных ущельях.
Ады, анды, анты, адами* - андийская группа народов, одни из прародителей этнического населения – адыгов. Судя по языку, родственному языкам древней Анатолии, пришли с юга и занимали небольшие городища Алании. Летописец, монах Нестор, византийская и античная литература, готская летопись дополняют друг друга и рассказывают об антах, как "окраинных" жителях, проживавших отдельными родами по берегу Черного моря. Места поселений определялись праславянскими названиями деревьев, животных и птиц, обитавших в этих зонах. В начале VII в. анты объединились против авар с Византийской империей, но были перебиты аварами, их земли разорены.
Мстислав*- тмутараканский князь, одержавший победу в 1022 году над касожским князем Редедя, после чего земли касогов перешли в подданство Мстислава и были обложены данью, а плененные косожские воины воевали на стороне потомка киевского князя.
Искандер*- Зулькарнейн - Александр Македонский, совершивший поход по Причерноморью из древней Греции. Македонский язык – один из индоевропейской семьи языков, родственный с южнославянской группой языков.
Тльфокотль*- (адыг.) в отличии от пшитль - крепостного и укаута - раба, среднее сословие свободных общинников. Поддерживая мир с царской Россией, часть тльфокотль преобразовалась со временем в уорков - дворян, ростовщиков и торговцев.
Пещера*– знакомая абадзехам с древних времен, была закрыта в 1892 году священниками для христиан, дабы искоренить язычество.
Касожская сакля* - дом касога, имеющий обязательные мужскую и женскую половину. Кухня касога небогата, но разнообразна: пастэ - кукурузная каша, хьатхупс - похлебка, ащрай - молочный суп, мэджаджь - пирог с тыквой, щипс - соус.
Аватара пользователя
ДВ
 
Сообщения: 445
Зарегистрирован: Вс июл 25, 2010 23:42 pm

Сообщение BitUm » Сб окт 09, 2010 20:29 pm

Информация общая и поверхностная... периоды в миллионы лет пролетают не цепляясь... Нет информации для размышления...
BitUm
 

Сообщение serg9 » Сб окт 09, 2010 21:10 pm

ДВ писал(а):Безмятежные войны породили название сармат

ДВ писал(а):не выходили замуж, не убив трех врагов

ДВ, я, конечно, понимаю, что сами Вы такое не придумали бы и взяли это где-то на помойках интернета.:lol: Но надо ж фильтровать.:? Вы ж вроде подпись свою под этим ставите.
serg9
 
Сообщения: 195
Зарегистрирован: Ср май 07, 2008 12:11 pm

Сообщение ДВ » Вс окт 10, 2010 0:37 am

serg9 писал(а):
ДВ писал(а):Безмятежные войны породили название сармат... не выходили замуж, не убив трех врагов


Скажите, по-вашему, сармат-воин появился в процессе классовой, либо другой борьбы? Или у сарматов не было вражды со скифами? Воинственность женщин, живущих среди мечей и крови то же понятна даже ученикам, изучающим кубановедение. Автор допускает всего лишь небольшое уточнение, например "трех врагов", их могло быть любое кол-во. Однажды к одному из царей Египта Тамусу пришел Тевт. Царю была предоставлена грамота, на что царь ответил: «Искуснейший Тевт, один способен порождать предметы искусства, а другой — судить, какая в них доля вреда или выгоды для тех, кто будет ими пользоваться. Вот и сейчас ты, отец письмен, из любви к ним придал им прямо противоположное значение. В души научившихся им они вселят забывчивость, так как будет лишена упражнения память: припоминать станут извне, доверяясь письму, по посторонним знакам, а не изнутри, сами собою. Стало быть, ты нашел средство не для памяти, а для припоминания. Ты даешь ученикам мнимую, а не истинную мудрость. Они у тебя будут многое знать понаслышке, без обучения, и будут казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами, людьми трудными для общения; они станут мнимомудрыми вместо мудрых»... Автор книги имеет высшее образование, много путешествует, прислушивается к рецензентам, аргументирует исторические процессы научными статьями. Она с удовольствием прочитает ваши доводы, если они будут интересны и содержательны. Спасибо.
Аватара пользователя
ДВ
 
Сообщения: 445
Зарегистрирован: Вс июл 25, 2010 23:42 pm

Сообщение serg9 » Вс окт 10, 2010 11:10 am

ДВ, так Вы сами не автор книги? Тогда не беспокойтесь так.
Это был мой совет автору, чтобы над книжкой потом не издевались.
Бывает, что авторы для объема цитируют какие-то куски, не особо вчитываясь. Но тут дошло до смешного. Если не сказать больше.
serg9
 
Сообщения: 195
Зарегистрирован: Ср май 07, 2008 12:11 pm

Сообщение ДВ » Вс окт 10, 2010 13:53 pm

serg9 писал(а):ДВ, так Вы сами не автор книги? Тогда не беспокойтесь так.
Это был мой совет автору, чтобы над книжкой потом не издевались.
Бывает, что авторы для объема цитируют какие-то куски, не особо вчитываясь. Но тут дошло до смешного. Если не сказать больше.


А вы скажите больше, содержательнее, что вам конкретно не нравится и почему, не такая уж трудная тема - аргумент со ссылкой на источник, как приводит автор, а то как-то скушно критикуете.
Аватара пользователя
ДВ
 
Сообщения: 445
Зарегистрирован: Вс июл 25, 2010 23:42 pm

Сообщение ДВ » Вс окт 10, 2010 14:17 pm

BitUm писал(а):Информация общая и поверхностная... периоды в миллионы лет пролетают не цепляясь... Нет информации для размышления...

Книжка наз. "Экспедиция в станицу"с основной темой "Освоения Закубанья в 19 веке, о нраве рожденных на этой земле. На какой букве истории формировалось Закубанье в целом! и отдельная станица, затерянная, но выжившая по сей день среди гор и лесов". Один из оппонентов предложил написать "более монументальное произведение", не добавив при этом ни цента новых фактов из жизни Псекупской или иной долины района. Печально, но факт, что многие из нас цепляются за историю вымышленную, чем реальную. Автор по долгу службы проводит работу над архивными документами, обрабатывать которые требуется не один день (порой что-бы прочитать одну страницу писаря требуется несколько суток), а вот на получение достоверной информации и того больше времени, попробуйте сами!
Приветствую свою малую родину - Кубань!
Аватара пользователя
ДВ
 
Сообщения: 445
Зарегистрирован: Вс июл 25, 2010 23:42 pm

Сообщение serg9 » Вс окт 10, 2010 14:34 pm

ДВ писал(а):
serg9 писал(а):ДВ, так Вы сами не автор книги? Тогда не беспокойтесь так.
Это был мой совет автору, чтобы над книжкой потом не издевались.
Бывает, что авторы для объема цитируют какие-то куски, не особо вчитываясь. Но тут дошло до смешного. Если не сказать больше.


А вы скажите больше, содержательнее, что вам конкретно не нравится и почему, не такая уж трудная тема - аргумент со ссылкой на источник, как приводит автор, а то как-то скушно критикуете.

Больше - не значит содержательнее. Это была не критика, а добрый совет автору.
serg9
 
Сообщения: 195
Зарегистрирован: Ср май 07, 2008 12:11 pm

Сообщение ДВ » Вс окт 10, 2010 14:43 pm

serg9 писал(а):
ДВ писал(а):
serg9 писал(а):Это была не критика, а добрый совет автору.


Добрый совет автор принимает даже в обоснованой критике 8)
Аватара пользователя
ДВ
 
Сообщения: 445
Зарегистрирован: Вс июл 25, 2010 23:42 pm

Сообщение BitUm » Пн окт 11, 2010 9:35 am

Уважаемая ДВ, вы уж извините, не подумайте, что цепляюсь, но вчитавшись в текст, меня не покидает ощущение в том, что автор не знает, то о чем пишет...
Археологические находки, хранящиеся в музеях краснодарского края в виде диковинных рептилий - аммонитов Юрского периода.

Аммониты конечно не рептилии и относятся к вымершему виду моллюсков. Согласитесь существенная разница.. ;)

Аммониты океана достигали в диаметре более двух метров и принадлежали осьминоговым периода динозавров.

Кто такие осьминоговые? :o Если речь идет об осьминогах, то они принадлежат головоногим моллюскам . Такого вида, как осьминоговые, вообще не существует…:)

В современном мире окаменелые аммониты находят в Атлантике и в долинах рек Горячеключевского района.

Вообще то аммониты, в силу своей распространенности являются определяющим ископаемым, по которым определяют возраст пород, посему мест, где находят данное ископаемое великое множество. И правильнее будет говорить не о районах, а о бассейнах рек или о конкретных местах. Например аммониты найдены в истоках Кумпанова ручья, у подножья г. Фонарь и т.д.
А как же река Белая, где данный моллюск, и немалых размеров, встречается очень часто…

При постепенном спаде воды, места древнего океана превратились в болотистую непроходимую местность, преображаемую тысячелетиями горными хребтами, живописными долинами и минеральными реками Закубанья.

А что, простите, послужило столь масштабному спаду воды, ведь речь идет не об объемах городского озера, а об огромном мировом океане…
По всей видимости этой причиной была…Бесконечные землетрясения образовали к началу Мелового периода длинный остов* океана – Кавказский хребет и три моря.

Однако начало Мелового периода Мезозоя это 144 млн.лет назад! Тогда как возраст формирование Кавказского хребта, на сегодняшний день, считается 20-25 млн.лет. Это огромная разница!
И почему формирование Главного хребта не ставиться причиной раскола океана Тетис?

Климат тысячелетиями менял животных и человека. Переход к цивилизованному миру был сложен, неравномерен и длителен.

Глубокий анализ… От первобытных рептилий и аммонитов… к цивилизованному миру…и все одним предложением. ;)

В эпоху каменного века, начиная от станицы Саратовской по нижнему течению Псекупса, расположены стоянки первобытного человека.

Стоянки первобытного человека имеются и на территории Горячего Ключа, в районе Шапошниковой поляны.

а на Бабаковом ручье, найдены кости кита-цетотерия

Кости кита цитатерия найдены не только на Бабаковом ручье, а и на Монастырском ручье, на ручьях Прямом, Соленом, в районе пос. Кутаис и Широкая балка и т.д. Это что касаемо нашего района.

Не ставлю под сомнения образованность автора, а вот со знанием предмета, о чем пишет, как то не очень…

Печально, но факт, что многие из нас цепляются за историю вымышленную, чем реальную. Автор по долгу службы проводит работу над архивными документами, обрабатывать которые требуется не один день (порой что-бы прочитать одну страницу писаря требуется несколько суток), а вот на получение достоверной информации и того больше времени, попробуйте сами!

Я пробовал, и действительно на это уходит много времени и сил, тем удивительнее, что информация подается в таком искаженном виде, что ставит под сомнение длительные экспедиции автора.
BitUm
 

Сообщение ДВ » Пн окт 11, 2010 11:59 am

Аммониты относились к рептилиям водным. В настоящее время находят окаменелые аммониты. Осьминоговых автор представляет, как класс типа моллюсков: брюхоногие, головоногие, двустворчатые, лопатоногие, панцирные, улитки, осьминоги, кальмары, каракатицы, наутилусы, вампироморфы, венериды, кардитиды, люциниды, митилиды, нукулы, пектиниды, униониды, фоладомииды, бесполостные, голожаберные, крылоногие, мезогастроподы, мешкоязычные, покрытожаберные, сидячеглазые, стебельчатоглазые, стеноглоссные, улиткообразные, осьминоговые, кальмароподобные, устрицевые. Огромнейшее количество аммонитов находится в Атлантике и даже в р-не Г.К., - что может не нравится в этом утверждении? Автору не известно о находках на Кумпановом ручье и др., можете дать ссылки?... "И почему формирование Главного хребта не ставится причиной раскола океана Тетис?" - я бы не делала поспешных обобщающих выводов по этому поводу. В отношении происхождения Главного Кавказского хребта архивы молчат, но имеются множественные научные статьи. Только вчитывайтесь по-внимательнее: начало складывания остова! когда произошло активное материковое сжатие, далее следует пассивное формирование. И тот вид, которым мы любуемся, формируется до сих пор! :roll:
Последний раз редактировалось ДВ Ср окт 13, 2010 11:03 am, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ДВ
 
Сообщения: 445
Зарегистрирован: Вс июл 25, 2010 23:42 pm

Сообщение BitUm » Пн окт 11, 2010 12:47 pm

ДВ, я не говорю о стебельчатоглазых и стеноглоссных... :-D Я говорю о "осминоговых"... по всей видимости автор имел ввиду вид, отряд или семейство, но таковых нет....не уводите в сторону разговор.
Опять же рептилии есть рептилии, водные они или нет, и они совершенно не относятся к моллюскам, к коим относятся аммониты и осьминоги. Аммониты не относились к рептилиям, но были хищниками, а это не одно и тоже, водных рептилий хватало и без них.

Огромнейшее количество аммонитов находится в Атлантике и даже в р-не Г.К., - что может не нравится в этом утверждении?

Не нравится, что автор не знает, что аммониты определяющие ископаемые и что их находят не только в Атлантике и в Горячеключевском районе...

:-D я бы не делала поспешных обобщающих выводов по этому поводу.

Обобщающими выводами грешит автор книги, я лишь ставлю под сомнение его информацию.

То что земная кора никогда не останавливается, мне известно, однако в разрезе формирование морей и основного хребта, которое привело к расколу океана Тетис, на сегодня принимается возраст в 20-25 млн.лет. Если следовать вашей версии, то период образования хребта можно отодвинуть еще на несколько сот миллионов. :)

Аммониты у г. Фонарь и ист. Кумпанова я могу предоставить физически, поскольку собрал их, как раз в тех самых экспедициях, о которых вы упоминали.
BitUm
 


Пред.След.

Вернуться в О Горячем Ключе

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3



cron