Курганы, курганные группы, городища

Туристические маршруты на Форуме Горячего Ключа

Случайная фотография Горячего Ключа

Если взглянуть на Кубанскую степь с самолета, то она предстанет перед в виде огромных квадратов и прямоугольников полей, разделенных узкими полосками лесопосадок. Местами видны блестящие на солнце зеркала водохранилищ. По автострадам, прямым, как стрела, нескончаемым потоком несутся автомашины. Это — теперь! А сотни и тысячи лет тому назад степь была пустынна, покрыта высокой травой с островками кустарников, в которых прятались хищники. Только небольшие участки вдоль рек были обработаны и превращены в поля. Степи же были уделом кочевников, Там паслись многочисленные табуны лошадей, отары овец и стада коров, проносились всадники на низкорослых степных лошадях, с длинными копьями и неизменным луком. Прошли века и тысячелетия, и немыми свидетелями прежней жизни в степях остались только многочисленные курганы.

Курганы представляют собой искусственные насыпи, сделанные людьми в различные эпохи, но всегда с целью погребения покойников.

Само слово «курган» тюркского происхождения и означает крепость, ограда, стена. В русский язык оно вошло как понятие о могильном сооружении со стенами. Вокруг курганов иногда делались каменные ограды, предохранявшие насыпи от оползней.

Курганы в Краснодарском крае находятся повсеместно — в степной полосе правобережья и в Закубанье, на Таманском полуострове и на Черноморском побережье. В Закубанье и в до­линах рек насыпи у курганов земляные, в горах — из булыжника или обложены в несколько рядов каменными плитами, так что только внутреннее пространство над самым погребением засыпалось землей. Обряд сооружения курганов появляется в Прикубанье с III тыс. до н.э., то есть около пяти тысяч лет тому назад, и бытует у адыгов до XVI — XVII вв.

С глубокой древности в сознании людей складывается вера в загробную жизнь. Отсюда и возникают сложные обряды захоронения, иногда с человеческими жертвоприношениями, помещением в могилу вместе с покойником его личных вещей, напут­ственной пищи, боевого коня, а с вождем — его слуг, рабов, наложниц, насильственно умерщвляемых при похоронах. Воина хоронят в полном снаряжении — со шлемом, в панцире, со щи­том, мечом, копьями, луком и стрелами, женщин — в лучшей одежде, в богатом уборе, с ожерельями, серьгами, браслетами. В могилу ставится и утварь. И чем знатнее был умерший, тем больше клалось вещей, тем выше насыпался курган.

Тысячелетия стоят курганы, и тысячелетия складываются о них легенды. Больше всего с курганами связано легенд о кладах, которые якобы зарыты в прошлом, и надо только знать, как их отыскать.

Но не легендарные клады, а сокровища в виде золотых ук­рашений, золотой и серебряной утвари, дорогого оружия и других предметов, клавшихся в могилу, привлекали кладоискате­лей. Грабить курганы начали еще соотечественники погребен­ных. Они хорошо знали местонахождение могилы под курганной насыпью и безошибочно делали подкоп.

Ни заклинания, ни кара богов, ни еще более страшная кара сородичей не могли остановить любителей легкой наживы. Но, конечно, далеко не все курганы были ограблены. Грабеж курга­нов продолжался и в XIX в. Царское правительство и местная кубанская войсковая администрация не могли ничего сделать с кладоискателями, которые нанесли непоправимый ущерб археологической науке.

Раскопки, проводившиеся на Кубани в дореволюционное время по своей методике, мало чем отличались от кладоискательства. Казна отпускала деньги в основном для раскопок больших курганов с целью отыскания дорогих и художественных вещей,  мало эффектные и неценные предметы не брались, и этим самым нарушались комплексы и терялась их научная ценность.

Курганы являются важным историческим источником для изучения жизни племен и народов, населявших в далеком прошлом Прикубанье.

Теперь кратко охарактеризуем географию распространения курганов, курганных групп и городищ, как объектов для проведения экскурсий на один день из Краснодара.

Елизаветинское городищенаходится на юго-восточной окраине ст. Елизаветинской, вытянуто вдоль коренной террасы р. Кубани. Площадь посада застроена усадьбами станицы.

Оригинально тем, что имеет две курганообразные цитадели, окруженные общим рвом. Эта часть городища не застраивалась и доступна для осмотра. В обрыве террасы обнажены культурные слои, и к ее подножью осыпаются фрагменты керамики, кости и другие предметы. Исследуется с 1934 г. В.А. Гродцовым, В.П. Шиловым, М.В. Покровским и Н.В. Анфимовым. Установлено, что городище существовало с V в. до н.э. как укрепленное поселение Меотского племени и торговая фактория боспорских греков. Центр ремесла, прежде всего, керамического производства. .Площадь городища составляла до 200x500 м. Кроме этого отдельный ров и вал отсекали от степи еще несколько гектаров площади (последний не сохранился). Известны могильники городища.

Елизаветинские курганы — составляют отдельный могильник, занимающий юго-восточную часть ст. Елизаветинской и территорию Краснодарского лесхоза. Многие курганы находятся во дворах жителей, остальные поросли деревьями. Курганы имеют высоту от 1 до 10 м. К настоящему времени сохранилось до 30 насыпей. В 1912—1917 гг. курганы раскапывал Н.И. Веселовский, открывший каменные гробницы меотской знати V — IV вв. до н.э. Хотя гробницы были ограблены, но удалось найти много художественных предметов из драгметаллов, бронзы и керамики (золотая гривна, панцирь с личиной Медузы Горгоны, панафинейскую амфору и т. д.). Участок могильника в лесхозе особенно хорош для осмотра. На курганах остались следы прошлых раскопок — гигантские глухие траншеи (свободно войдет «Камаз» с прицепом).

Старокорсунское городище №2 — расположено на краю коренной террасы р. Кубани, в 6 км к востоку от ст. Старокорсун-ской. Оно находится в двух км к югу от дороги Краснодар— Усть-Лабинск, прямо на границе района г. Краснодара и Динского района. Размеры городища — 150x500 м. Это одно из самых  крупных меотских поселений на Кубани. Сохранились: часть цитадели, большая часть площади внутри рва и вала и, соответственно, ров и вал, охватывающие поселение со стороны стели. С севера к городищу примыкают грунтовой могильник и курган­ная группа. Культурный слой имеет мощность до 3 м. Его можно видеть в обрывах террасы, где хорошо заметны в разрезе земляные сооружения — хозяйственные ямы и землянки.

Городище и могильник исследовались несколькими экспедициями Краснодарского музея-заповедника и Института археологии Академии наук, начиная с 70-х годов XX в. (руководили работами Н.В. Анфимов, И.И. Марченко, А.В. Кондрашов и др.). В результате раскопок было установлено, что его население занималось земледелием, рыболовством, природным скотоводством, тор­говлей и ремеслом. Городище датируется с VI в. до н.э. по II в. н.э. Большая часть материалов из упомянутых городищ и мо­гильников хранится и экспонируется в Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике. На территории района г. Краснодара известны и другие памятники археологии, но они сохранились значительно хуже.

Курган Карагодеуашх — находится на юго-восточной окраине г. Крымска. Курган музеефицирован, и направление к нему обозначено указателями. Высота кургана достигала 12 м. Он имел уплощенную вершину и покатые бока.

В 1988 г. курган был исследован Е.Д. Фелицыным, который открыл в нем каменную гробницу, перекрытую деревом. Ее размеры составляли в длину 20,5 м, и она состояла из четырех камер, а с западной стороны имелась дверь. В первом помещении находилась колесница и погребение знатной женщины, жившей в IV в. до н.э. В четвертом помещении был погре­бен вождь, лежавший в саркофаге. Обоих погребенных сопровождали художественные предметы вооружения, утварь и украшения из золота, серебра и бронзы (золотая пластина от конического головного убора с культовыми сценами, серебря­ные ритоны со сценами из жизни варваров, многочисленные золотые бляхи с различными изображениями). Позднее насыпь кургана доисследовали советские археологи, обнаружившие дополнительные захоронения взнузданных коней.

Семибратнее городище — расположено на левом берегу р. Кубани в 12 км к западу от ст. Варениковской, в одном километре к северу от дороги ст. Варениковская—Анапа. Сохранилась почти вся площадь памятника — валы, рвы и т.д.

Крупный городской центр Синдики в V — III вв. н.э. носил имя Лабрита. Первоначально город был независимым и управлялся фракийской знатной фамилией. Позднее вошел в состав Боспорского царства. С 1938 по 1951 гг. памятник раскапывался Н.В. Анфимовым, который выявил и исследовал часть городской стены с прямоугольными башнями, каменное здание (420 м 2 ), принадлежавшее богатому горожанину. Жители Лабриты занимались земледелием, рыболовством, ремеслами и торговлей с меото-сарматскими племенами Прикубанья и Боспорским царством.

Семибратние курганы — расположены на левой террасе р. Кубани у х. Разнокол, к западу от Семибратнего городища. Они вытянуты в цепочку с запада на восток. Высота курганов колеблется в пределах от 3,2 м до 15 м. Они частично поросли деревьями, но хорошо видны с южной стороны от дороги ст. Варениковская— Анапа. Количество курганов дало повод жителям назвать курганную группу Семь братьев (отсюда и название городища).

В 1975 и в 1976 гг. курганы, раскапывались В.Г. Тизенгаузеным, известным российским востоковедом и археологом. В результате его раскопок были открыты каменные гробницы, содержавшие богатые погребения знатных синдов V — IV вв. до н.э. Возможно это были погребения правящей династии Лабриты. Умерших сопровождал многочисленный погребальный инвентарь: оружие, столовая посуда, украшения и детали одеяний. Большая часть предметов была выполнена из драгоценных металлов или украшена ими. Многие вещи являлись художественными произведениями (серебряные ритоны с головкой льва, козерога; серебряная обкладка горита с изображением оленя с олененком и орла, охотящегося за зайцем; панцирь с нагрудной бронзовой личиной Медузы Горгоны; золотые бляхи с рельефным изображением Афины, бога Пана, Селены, Медузы Горгоны, а также бляхи с изображением животных, чернолаковая посуда и т.д.). В склепах и рядом с ними были открыты многочисленные погребения лошадей с бронзовыми уздечными наборами.

От Семибратних курганов открывается замечательный вид на окрестности. С юга просматривается холмистое окончание Кавказских гряд, покрытых виноградниками и курганными группами. С севера хорошо видна заросшая камышом западина, оставшаяся от старого русла Кубани, и полоска холмов Таманского полуострова. В г. Крымске имеется краеведческий музей с интересной экспозицией по древнему прошлому района.

Античный город Горгиппия — его останки находятся под современным городом-курортом Анапой и составляют около 35 га. В центре Анапы (недалеко от автовокзала) имеются открытые раскопками городские кварталы Горгиппии. Они музеефицированы и открыты для осмотра. Здесь же находится небольшой музей, где экспонируются находки, полученные в результате раскопок и рассказывающие о древнем городе и его жителях.

Раскопки Горгиппии начались еще в середине XIX в., трудами В.Г. Тизенгаузена, Н.К. Веселовского и др. В советское время раскопки вели И.Т. Крутикова, Е.М. Алексеева и др. К настоящему времени исследованы значительные участки города и его могильников (самым знаменитым стал открытый в 1975 г. склеп Геракла, в котором каменные стены были расписаны фресками с двенадцатью подвигами Геракла). Исследования города позволили установить, что Горгиппия была основана греками на рубеже IV — III вв. до н.э., а погибла после взятия ее готскими дружинами в 30-х годах III в. н.э. Это был значительный ремесленный и торговый город на северо-восточном побережье Черного моря.

В Анапском районе мало других эффектных археологических памятников, но следует обязательно посетить головной музей Анапы, где имеются экспозиции по всем периодам истории района. Автобусная экскурсия рассчитана на целый день, поэтому надо запастись терпением.

Городище Красный Октябрь — находится на восточной окраине пос. Красный Октябрь, на окончании (мысе) отрога небольшого хребта, вытянувшегося параллельно старому руслу р. Кубани. Состоит из двух укрепленных частей и обширного посада с могильниками. Площадь — до 10 га. Посад занят дворами поселка, а центральная часть занята общественными огородами. Городище имело каменные стены с круглыми башнями и воротами. Сейчас они разрушены и задернованы, но во многих местах выходят на поверхность. Оба укрепления разделяет ров глубиной до 10 м и шириной до 40 м. Такой же ров отделяет центральные укрепления со стороны хребта. Городище очень эффектно выглядит со стороны. К сожалению, оно не подвергалось сколько-нибудь существенным раскопкам, хотя о нем знали еще в XIX в. Подъемный материал позволяет говорить, что основано городище около V в. до н.э. Существовало оно вплоть до VII в. н.э. Во рву лежат крупные камни из песчаника, известняка и мрамора. Вероятно, здесь проживало население, состоящее из греков и представителей местных племен.

Таманское городище — находится на месте современной ст. Тамани. Оно имеет историю более 2 600 лет. Первоначально на этом месте в VI в. до н.э. была основана колония древнегреческого города Мителены. Этот город носил имя Гермонасса, в честь имени жены основателя метрополии Семандра. Этот город был одним из небольших в Боспорском государстве, но оставил нам несколько метров культурного слоя. Их до настоящего времени исследуют многие московские археологические экспедиции. Городище исследовалось с 1912 г., что позволило нам узнать многое о его греческом и синдо-меотском населении. Вероятно, оно погибло в середине III в. н.э., разрушенное набегом германских племен.

Слои средневекового города говорят о том, что в этот период город был самым крупным на Таманском полуострове. Его хозя­ева называли по-разному: греки — Таматархой или Матархой  хазары — Самкушх; славяне — Тмутараканью; итальянцы — Матрегой, а турки — Таманом. Средневековые слои плохо изучены, но они говорят о большом значении торговли для его жителей, хотя горожане выращивали виноград, ловили рыбу, ремесленни­чали и держали скот. Расцвет города приходится на время, когда Тмутаракань являлась столицей древнерусского княжества. Этот период оставил храмы, монастыри и славянские надписи. Слои итальянского и турецкого времени почти не изучались.

Городище можно посещать. Его раскопки частично музее-фицированы и доступны для осмотра. В музее ст. Тамани хранятся богатейшие коллекции древностей, рассказывающие о прошлом славного города.

Интересен для любителей прошлого музей в г. Темрюке. Там имеются экспозиции по многим периодам истории Таманского полуострова.

Фанагорияантичная колония на берегу Таманского залива в 1 км к западу от современного пос. Сенной. В древности ( VI в. до н.э.) Фанагория была столицей Азиатского Боспора, а позже — Великой Болгарии. Колонисты основали его на землях, обжитых местными аборигенами. Это обеспечивало им необходимые торговые контакты с новыми соседями и покинутой Родиной. В IV в. до н.э. Боспорское царство за счет завоевательных войн расши­ряет свои владения. Основу экономики составляло развитое земледелие с ориентацией на производство большого количества хлеба, виноградарство и виноделие, животноводство, коневодство, рыболовство. В Грецию экспортировались хлеб, соленая и вяленая рыба, скот, кожа, меха и рабы, которые обменивались на серебро, мрамор, дорогая керамика, предметы искусства. В конце II в. до н.э. Фанагория попадает под власть Митридата VI Евпатора. В I — II в. н.э. происходит восстановление Фанагории после разрушений. С 635 г. является столицей Великой Болгарии, созданной ханом Кубратом. После смерти Кубрата и распада его державы город попадает под влияние хазар. Окончательно гибель Фанагории относят к началу IX в.

Археологами исследованы культурные слои за все время суще­ствования Фанагории. В настоящее время около половины древнего города затоплено водами Таманского залива. Его общая площадь составляла 50 га, с трех сторон он был окружен высокими холмами. Артюховский курган — расположен на Таманском полуострове возле г. Цимбалы. Памятник археологии 3-й четверти II в. до н.э. Содержал 8 каменных гробниц представителей местной знати синдов. В гробницах обнаружено большое количество ювелирных изделий, в том числе золотая диадема с гранатовыми вставками, античные монеты и керамика, предметы утвари. Материалы кургана содержат ценную историческую информацию о населении Синдики и Азиатского Боспора. Страна Синдика упоминается географом Г. Милетским в VI в. до н.э. Племя синдов включают в состав меотов. Синды помогали Митридату VI Евпатору в борьбе с Римом. Основным их занятием были земледелие и рыболовство, с которым связан своеобразный ритуал: в могилу воина помешали столько рыбы, сколько врагов он убил. Автобусную экскурсионную поездку на Артюховский курган можно совместить с посещением других достопримечательностей Тамани — грязевыми вулканами, Таманским городищем и т.д.

Зеленский курган — расположен на Таманском полуострове в семи километрах к юго-западу от ст. Тамани. Открыты каменная гробница и катакомба с богатыми захоронениями. Среди находок — предметы вооружения, упряжи, керамика. Но самыми интересными являются статера Александра Македонского, панафинейская амфора, золотые венки, подвески, бусы, брошь, набор сосудов и др.

Городище Дузу-Кале — расположено на берегу Черного моря в 4 км южнее п. Новомихайловского на скалистом мысе. Имеет форму прямоугольника площадью 150x100 м. С трех сторон окружено каменными стенами и башнями, сохранившимися на уровне фундамента. С северо-западной стороны заметны остатки рва. На территории имеются остатки крупного каменного сооружения. Раскопки не проводились. С запада примыкает могильник, из­вестный по разрушенным захоронениям. По собранному материалу датируется VIII — X вв. Возможно, использовалось в XIV — XV вв. В настоящее время его площадь занимает база отдыха «Альпинист». Продолжительность движения на автобусе до пос. Новомихайловское — 2,5 часа, пешком вдоль берега моря — 30—40 минут.

Большой Шапсугский могильник — расположен на левом берегу р. Адегой при слиянии рр. Адегоя и Скобидо (Альдеби) в одном километре к юго-западу от южной окраины ст. Шапсугской (Абинский район). Насчитывает около 1 000 курганных насыпей, расположенных на склоне и у подножья небольшого отрога. Территория покрыта лесом. Среди курганов имеются остатки нескольких полуразрушенных дольменов. У трех насыпей сохранились намогильные стелы с высеченными на них христианскими крестами. Расстояние от краевого центра до ст. Шапсугской — 110 км.

Васюринско-Воронежское 1-е городище — расположено на административной границе Усть-Лабинского и Динского районов, на краю надпойменной террасы р. Кубани, за ст. Васюринской. Городище вытянуто вдоль обрыва высокого берега Кубани на 22 м и занимает площадь 10 000 м 2 . Оно состоит из трех отдельных частей, окруженных рвами и валами. Вокруг них широкая полоса посада без заметных укреплений. В юго-западной части сохранились следы российского укрепления, построенного великим русским полководцем А.В. Суворовым в конце ХУНТ в. для отражения набегов горских племен. Видны следы валов, бастио­нов и дорога. Культурный слой мощностью 2,5 м обнажен в обрывах и поздних хозяйственных ямах. В целом это огромное городище с глубиной рва до 5 м и шириной до 25 м. Городище было обнаружено краснодарским археологом Н.В. Анфимовым еще в 30-е годы XX в. Датируется III — II вв. до н.э. С валов открывается прекрасная панорама на горное Закубанье.

Тенгинское П-е городищенаходится вдоль обрыва надпойменной террасы нижнего течения р. Лабы, в 4 км восточнее ст. Тенгинской, невдалеке от дороги Усть-Лабинск—Курганинск. Оно состоит из основной западной части (1 000x300 м), вытянутой в широтном направлении, и небольшой восточной части диаметром 200 м. Обе части окружены рвом и валом. Валы сохранились на высоту до 1 — 1,3 м. По всей площади городища хорошо просматриваются жилые холмы с выходами культурного слоя. Городище в середине 90-х годов раскапывалось экспедицией московского Музея Востока.

Стало известно, что это меотское городище возникло в VI в. до н.э. и через 150 лет перестало существовать. Население выращивало пшеницу, занималось скотоводством, вело торговлю с босгторскими греками. Вокруг городища существовал курганный могильник эпохи бронзы.

По пути к городищу можно осмотреть курганные городища меотов вдоль правого берега Кубани и в низовьях р. Лабы. Это были родовые поселки площадью 1,5—3,5 га, иногда до 10 га. За рвами и валами внутри поселения жались друг к другу небольшие турлучные и саманные домики, крытые соломой и камышом. Около дома, как правило, выкапывали земляной погреб. В теплое время года жизнь начиналась с восходом солнца. Стада выгонялись на выпас. На низкорослых выносливых лошадях их сопровождали всадники — стада необходимо было охранять не только от зверей, но и от набегов соседних племен. На рассвете начинали свой трудовой день и рыбаки. Они спускались к реке на лодках однодревках, выдолбленных из целого ствола дерева, и плыли осматривать рыболовные снасти, поставленные на ночь. Попадался богатый улов осетра, судака, сома, сазана.

Прилегающие к поселку участки были превращены в пашню. Здесь сеяли пшеницу, ячмень, просо, выращивали бобовые — чину и горох. Плодородные кубанские земли давали хорошие урожаи. Население поселка состояло не только из земледельцев и скотоводов, здесь жили и ремесленники: металлурги, кузнецы, литейщики, оружейники, гончары, плотники и столяры, кожевники и сапожники, ювелиры. Почти в каждом доме был ткацкий станок, на котором женщины ткали одежду. Иногда к поселку причаливали большие суда из Боспорского царства, груженные ювелирными изделиями, тканями, дорогой посудой, оружием, вином, оливковым маслом. За свои товары греческие купцы получали взамен пшеницу, кожу и меха, вяленую рыбу.

Казазовский могильникнаходится на восточном берегу Краснодарского водохранилища близ аула Казазово респ. Адыгея. Исследовался Н.В. Анфимовым и В.А. Тарабановым. Выделяются две разновременные и разнокультурные группы захоронений. Первая относится к VII — IX вв. н.э. и считается болгарской. Вторая датируется X — XIII вв. н.э. и характеризует культуру средневековых адыгов.

Информация об этом могильнике может даваться экскурсантам по пути в сторону Горячего Ключа и по дороге на Майкоп, Лагонаки и т.д.

Поселение Свободное — относится к эпохе начала бронзового века (начало III тыс. до н.э.). Расположено между с. Красногвардейским и Свободным респ. Адыгея. От жилищ сохранились хорошо обожженные глинобитные платформы — полы. В культурном слое открыто много фрагментов керамики, кремневые орудия, сложные браслеты из серпентинита и обожженной глины, керамические статуэтки, кости животных. Мате­риалы поселения уникальны для Закубанья и Кавказа в целом. Поселение является одним из самых ранних памятников так называемой Майкопско-Новосвободненской культуры.

Белореченская группа курганов — расположена в районе г. Белореченска, справа и слева от автодороги Усть-Лабинск— Майкоп. Относят к XIV — XV вв. н.э. В ней насчитывалось более 50 насыпей, в настоящий момент из-за уничтожения некоторых осталось меньше. Курганы, в основном, небольших размеров. Умерших хоронили в каменных ящиках, деревянных колодах, дощатых гробовищах. Под одной насыпью может находиться до четырех отдельных погребений. Встречаются и парные погребения. Насыпи могильников сооружались из земли, булыжника или были комбинированными. В исследованных курганах нашли оружие, детали снаряжения коня, бытовые предметы, сосуды из драгоценных металлов, золотые и серебряные наборные пояса. В это время здесь проживали адыгские пле­мена, которым поочередно пришлось выдерживать нашествие татаро-монгол, золотоордынских ханов и самаркандского завоевателя Тимура. Расстояние от Краснодара — 100 км.

Ульские курганы — расположены на окраине аула Уляп Красногвардейского района респ. Адыгея. Это памятник археологии VI — V вв. до н.э., когда здесь проживали скифские племена. Исследовались профессором Н.И. Веселовским в конце XIX — начале XX вв. Всего изучено 10 курганов. Самый крупный имел высоту 15 м, на вершине которого была устроена четырехугольная площадка с вкопанными в землю деревянными столбами, перекрытыми камышом. Внутри кургана располагался камен­ный жертвенник. На площадке были также найдены около 500 скелетов принесенных в жертву коней, железные наконечники стрел, медные и железные пластины от панциря, золотая пластина с изображением сцены терзания грифами оленя и горного козла. В других насыпях можно отметить золотые серь­ги, бронзовый шлем и т. д. Ульские курганы — это целый комплекс скифских святилищ древнеиранских божеств.

Уляпские курганы — находятся на юго-восточной окраине аула Уляп, невдалеке от Ульских курганов. Это памятники археологии мирового значения конца IV в. до н.э., связанные с пребыванием здесь скифов. Входят в группу из 17 курганов. В семи из них прослеживаются остатки жертвоприношений богам. В жертву приносились люди, как взрослые, так и дети, как мужчины, так и женщины (в т .ч. и молодые). Мировую известность получил найденный в кургане №4 — 1982 серебряный ритон. Его передняя часть завершается протомой мифического крылатого коня, по туловищу которого проходит рельефная золотая пластина с изображением битвы греческих богов с гигантами. В соответствии с древнеарийскими канонами у коня были удалены левый глаз и правая нога. Святилища в Уляпских курганах, как предполагают археологи, посвящены семи скифским богам: Па-паю — верховному божеству, прародителю скифов; его супруге Али — богине Земли; богине домашнего очага Табити; безымян­ному богу войны; солнечному богу Гойтосира; Аргимпасу — богине плодородия, которую греки сближали с Афродитой Уранией; Тагимасаду — покровителю коней и владыке стихий. Греческий географ Геродот сохранил описание святилищ войны, огромных курганов из хвороста, на вершине которых вонзали древний железный нож и один раз в год приносили в жертву плен­ных, отсекая им голову и правую руку. Именно это святилище открыто в Уляпском кургане №1 — 1981.

До аула Уляп добираться сначала до Усть-Лабинска, затем от трассы Усть-Лабинск—Майкоп сворачивать на с. Еленовское. От краевого центра до аула Уляп — около 100 км.

Большой Майкопский курганпамятник эпохи бронзы. Име­ющий мировую известность, послужил эталоном для выделения майкопской культуры. Исследован в Майкопе (ныне это улица Курганная) в 1897 г. по указаниям профессора Н.И. Веселовского. Под насыпью высотой свыше 10 м находилась погребальная яма, разделенная деревянными перегородками на три части. В камерах лежали в скорченном положении, на правом боку мужчина и две женщины; мужчина был укрыт покрывалом, богато расшитым золотыми бляшками в виде идущих бычков и львов. Рядом с ним находились 8 серебряных стержней, орудия труда из бронзы и камня, оружие, керамика, 14 серебряных и 2 золотых сосуда. Возле женщин лежали также ювелирные украшения. Находки из кургана относят к III тыс. до н.э. и до сих пор превосходят по богатству другие комплексы Майкопской культуры.

В горной и предгорной части территории также встречаются открытые палеолитические стоянки древнего человека, стоянки в пещерах и гротах, крепости.

К числу наиболее известных палеолитических стоянок относят Ильскую стоянку. Расположена в дол. р. Иль, между ст. Северской и пос. Ильским. Была открыта во время разработки нефтяных месторождений в начале XX в. Найденные кости были отправлены в Париж для исследований.

Но следы этих находок потерялись. Спустя четверть века рос­сийские ученые предприняли попытку раскопать стойбище предков. Ильская стоянка стала научной сенсацией. Она — типичный пример открытой стоянки охотничьего племени неандертальцев. Человек в то время (около 100 тыс. лет назад) уже знал огонь, который играл огромную роль. Огонь обогревал челове­ка, отпугивал диких зверей, использовался для приготовления пищи. В настоящее время известны две стоянки, расположенные невдалеке друг от друга — Ильская I и Ильская II.

Стоянка Ильская I — одна из древнейших на территории нашей страны. Охотники жили в шалашах, укрепленных у основания камнями. По найденным находкам костей подсчитано, что обитатели стоянки убили не менее 2 400 зубров.

Стоянка Ильская II была открыта в 1979 г. экспедицией Ле­нинградского отделения Института археологии АН СССР под руководством В.Е. Щелинского. Стоянка представлена семью культурными слоями, которые приходятся на эпоху среднего палеолита. В 2000 г. под руководством того же В.Е. Щелинского, доктора исторических наук, проводилась экспедиция, в которой приняли участие ученые и студенты из Санкт-Петербурга, Краснодара, Германии. Были найдены фрагменты бивней мамонтов, наконечники для копий, каменные орудия для отдыха и труда.

Каменномостская стоянкарасположена на левом берегу р. Мешоко, в пещере. Открыта и исследована в 1961 г. археологической экспедицией под руководством А.А. Формозова. Перед входом в пещеру и в ней открыты культурные слои эпох палеолита, энеолита и средневековья. В палеолитическом слое найдено более полутора тысяч предметов — резцы, скребки, наконечники, ножи, пластины. С ними встречаются кости быков, козлов и других животных.

Поселение Мешокоодин из ярчайших бытовых памятников раннего бронзового века (3 тыс. до н.э.) — расположено на вершине хр. Уна-Коз в дол. р. Мешоко, в районе пос. Каменномостского. Поселение располагалось на плато и занимало площадь 1,5 га. Оно было укреплено каменной стеной толщиной до 3—4 м. К стене изнутри были пристроены жилые дома из сырцового кирпича и загон для скота.

Гусинский гротнаходится на правобережье р. Курджипс, на северном склоне Гуамского хребта, приблизительно в 2 км к востоку от пос. Гуамка. Грот располагается на 400 м выше уровня реки. Он представляет собой раковинообразную нишу со сводча­тым потолком, выработанным в красновато-серых неоднородных, метаморфизированных известняках. Глубина — 29 м; ширина входа — 29 м; высота входа —15 м; наибольшая высота — до 25 м.

Открыт в 1975 г. В.Е. Щелинским. Исследовался в 1980-е годы Кубанской экспедицией ЛОИА АН СССР под руководством В.А. Трифонова. Грот был обитаем в самые разные эпохи. Здесь найдены следы жизни майкопских племен (III тыс. до н.э.), народа, строившего дольмены (конец III тыс. до н.э. — XV в. до н.э.), племен завершающей стадии бронзового века, еще неизученных на Кубани, и средневековых адыгов X—XIV вв.

Проезд на автотранспорте до пос. Гуамка — 3,5—4 часа, далее пешком перейдя перекинутое бревно через р. Курджипс и 25—30 минут по натоптанной лесной тропе мимо источника Серебряного.

 

Крепости

Случайная фотография Горячего Ключа

Крепость на г. Петушок — находится на юго-западной окраине Горячего Ключа, на окончании северного отрога хр. Котх. Крепость невелика, площадь — всего 100—120 м 2 . Видимо, она являлась цитаделью более обширного поселения, располагавшегося на северных склонах Котха. Сохранились забутовочные камни от стен на высоту около 30 см. Крупные лицевые камни разобра­ли местные жители. Хорошо заметен поперечный ров, отделяю­щий крепость от основной части отрога. Поверхность задернова­на и поросла небольшими деревьями. С запада под скалой Пету­шок и в стенке рва сохранились остатки скальных погребений — скальные катакомбы.

>Крепость не подвергалась раскопкам, но по случайным находкам может быть отнесена к средневековому времени, к IX—XII вв. Она контролировала стратегическое место — узкий проход из горных долин бассейна р. Псекупс на равнинную часть Закубанья. Здесь проходили торговые караваны по очень удобной дороге, идущей на Черноморское побережье в район современного пос. Новомихайловского, где имелись торговые центры и пристани.

В ущельях северных склонов хр. Котх имеются другие скальные катакомбы, например, в балках Курортной и Больничной (черта города Горячего Ключа). Эти погребальные сооружения вырубались в скальных обнажениях на значительной высоте. Они имеют форму грота с узким выходом. Во многие из них можно попасть лишь с альпинистским снаряжением.

Крепость Поднависла — находится на левом берегу р. Чепси (левый приток р. Псекупс) в 300 м к западу от х. Поднависла, на скальном останце, примыкающем справа вплотную к грунтовой дороге, идущей в горы. Местное название Чертов палец.

Укрепление совсем маленькое. После взрывов, которые проводили строители дороги, уцелела площадь 15x4 м и несколько больше на склоне. Сейчас хорошо виден культурный слой в обнажениях (кости, зола, фрагменты керамики). Особенностью этого укрепления являются сохранившиеся вырубленные в скале емкости для воды с подтесами, чтобы плотно ложились крышки. Оно поражает своей миниатюрностью. Крепость находилась на торговой дороге, связывавшей степное Прикубанье и Черноморское побережье. Датируется средними веками, концом I тыс. — первыми веками II тыс. Население, оставившее ее, могло принадлежать к предкам адыгов или к аланам.

Обе крепости скорее всего оставлены аланами, имевшими государственность и стремившимися поставить под контроль предков современных адыгов. Они по своему расположению могут войти в один маршрут. За перевалом лежит дол. р. Нечепсухо, где также имеются археологические памятники, современные горячеключевским. Проезд на автобусе или автомобиле до х. Поднависла, что за с. Фанагорийское — 1,5—2 часа.

Туристические маршруты на Форуме Горячего Ключа