Гвандра и Узункол
0 - 09.03.2009 - 16:10 Собираюсь посетить летом этот район, никогда раньше не был. Какие есть варианты добраться в Гвандру (ТБ Глобус) и Узункол (до одноименного АЛ)?
Где оформлять пропуска в погранзону - в Черкесске?
Может у кого есть треки, точки для GPS?
1 - 09.03.2009 - 22:29 Привет. С пропусками все ясно. Посылаешь документы заранее в Черкесск за 2 недели, потом приезжаешь - забираешь готовые пропуска. А с вариантами добраться - заказывать транспорт в Черкесске или еще где-то. Были там в августе 2007. Правда добрались и туда и туда пешком из Домбая :-)
2 - 10.03.2009 - 2:06 1: google.com
Результаты 1 - 30 из примерно 599 для перевал Джалпакол. (1,66 секунд)
2: там места скорее для горолезцев, чем для пешеходов
3: а что конкретно интересует?
3 - 10.03.2009 - 13:38 Хороший район, очень красивый, там достаточно мест куда могут и пешеходы прогуляться ))) Но транспорт действительно только заказывать ((((
4 - 10.03.2009 - 16:53 05772:
И причем тут Гугля? Я про доехать до Узункола (Уллукама, Хурзука
или Учкулана) спрашивал. Ну чтоб не топтать лишние километры. А про
прохождения перевалов инфы действительно валом.
Понятно, что рейсовый транспорт до Узункола не ходит. А докуда ходит? И
откуда? С Черкесска, с Карачаевска или еще откуда? А за скоко можна нанять
транспорт? А если найти транспорт в Хурзуке? И можно ли надеяться на
попутку?
5 - 10.03.2009 - 18:33 4 "И причем тут Гугля? Я про доехать до Узункола (Уллукама, Хурзука
или Учкулана) спрашивал."
Во первых, в отчетах в начале описывается подъезд/подход.
Во вторых, ведь гуглю можно спросить и про "Учкулан нарзан подъезд"
В третьих, мне неизвестны случаи смерти туристов от преодоления участков Учкулан - Керт-мели пешком.
В четвертых "3: а что конкретно интересует?"
6 - 10.03.2009 - 19:01 05772:
Чего препираться-то?
В Гугле смотрел, там много инфы устаревшей. А на данном форуме народу
много, и среди них наверняка есть и те, что были там недавно. Почему бы их
не спросить, не так ли?
В отчетах заезд описывается - это правда. Вот только одно дело заказать
транспорт на группу челов 6-40 и другое - на 2-3. Затраты резко
возрастают.
Пешком идти не боимся (по нику должно быть понятно), так и поступим, если
не найдем транспорт. Главное правило туриста - лучче плохо ехать, чем
хорошо идти :)
"А что конкретно интересует?"
Па-автаря-яю:
1. Кто был недавно в районе, как забрасывались?
2. Треки и точки - перевалы, вершины хребтов Куршо, Доломиты, Чиринкол и
прочих северных отрогов ГКХ этого района (см. сабж), места стоянок,
переправы (мосты), погранзаставы, базы, коши... короче, что есть.
3. Расписание транспорта Карачаевск-Учкулан-Хурзук
4. Координаты тех, кто возит на своем транспорте (от Карачаевска, а лучше
от Хурзука).
7 - 10.03.2009 - 19:04 А что такое Керт-мели?
8 - 10.03.2009 - 20:03 6 "и прочих северных отрогов ГКХ этого района"
Предлагаю Нахары и Кирпич.
6 " (см. сабж),"
Дело как раз в том, что в оном сабже ничего конкретного.
7 "А что такое Керт-мели?"
Поляна ягод по карачаевски. Обычно в начале подготовки чел долго и внимательно изучает карты и описания. Например
Горные путешествия по Западному Кавказу
Авторы:
Владимир Васильевич Арсенин
Николай Денисович Бондарев
Эдуард Дмитриевич Сергиевский

Издательство ;Физкультура и спорт, Москва,
1976 г.
9 - 10.03.2009 - 22:33 8. Тока не забудьте сделать поправку на 32 года, прошедших с момента выхода книги (например, позапрошлым летом группе идущей в единичку пришлось рубить ступени во льду (не в фирне!)) на перевальном взлете Джалпакола... а в прошлом на месте нижней части Даутского ледника оказались заглаженные бараньи лбы с текущими по ним водопадами)) а лучше ищите в Интернете описания тех групп, которые ходили недавно..
10 - 11.03.2009 - 0:10 ADV:
Во-во, и я про тоже.
05772:
Вот что-что, а такие раритетные книги читаю ну разве только для общего
представления, ну никак не для того, чтоб узнать за сколько денех можно
нанять машину. В те времена можно было и на вертолете за рупь-двадцать
долететь :)
8 "Предлагаю Нахары и Кирпич"
Спасибо. Но Нахар и Даут решил пока не трогать. Планирую базироваться в
Узунколе, а оттуда сделать радиалки - одну на Куршо (Большой скальный
хребет по-черкесски), а вторую через Доломиты - Чириккол (Гнилое ущелье
по-карачаевски) в Уллу-Кам (Большое ущелье).
А насчет г.Кирпич - на ГКХ вообще не хочу и заморачиваться.
11 - 11.03.2009 - 10:18 9 "например, позапрошлым летом группе идущей в единичку пришлось рубить ступени во льду "
А не надо ходить в конце лета 1а с ледниками.
"а в прошлом на месте нижней части Даутского ледника оказались заглаженные бараньи лбы с текущими по ним водопадами))"
А там перевалы в основном 2а. Людей, идуших такое лбами не запугать.
Естественно, если это не такие умельцы как risk.ru/users/niska/5757/

Насчет транспорта в Гвандру надо спрашивать там, где больше людей, бывавших там. И мгновенно находится
http://forum.mountain.ru/new2/index.php?showtopic=4193&hl=%D3%E7%F3%ED%EA%EE%EB+%F2%F0%E0%ED%F1%EF%EE%F0%F2
12 - 11.03.2009 - 10:20 7 "А что такое Керт-мели?"
10 "Вот что-что, а такие раритетные книги читаю ну разве только для общего представления,"
13 - 11.03.2009 - 10:35 11 "Насчет транспорта в Гвандру надо спрашивать там, где больше людей,
бывавших там. И мгновенно находится
http://forum.mountain.ru/new2/index.php?
showtopic=4193&hl=%D3%E7%F3%ED%EA%EE%EB+%F2%F0%E0%ED%F1%EF%EE%F0%F2"
Этот форум я уже прошерстил. Но тем не менее спасибо за ссылку.
14 - 11.03.2009 - 10:38 8. "7 "А что такое Керт-мели?"
Поляна ягод по карачаевски. Обычно в начале подготовки чел долго и
внимательно изучает карты и описания. Например
Горные путешествия по Западному Кавказу"
А вот по другим источникам Кертмели - это значит грушевый. Так что не
будем друг друга учить карачаевскому языку, нам се-равно его не уразуметь.
15 - 11.03.2009 - 11:44 Peshehod Предлогаю сделать следующим образом, возьмите классификатор перевалов, по нему выберете перевалы по Вашим силам, по поисковику найдите описания, таким одразом Вы сможете составить примерный маршрут, потом выкладывайте этот маршрут сюда, и мы его обсудим и посоветуем, что где и как.
Описаниям действительно полностью не доверяйте.
16 - 11.03.2009 - 12:36 Привет, Сергей! Постараюсь узнать о возможности доставки от Карачаевска. У меня есть знакомый в Теберде, может быть, сможет помочь. Но есть еще один хороший чел у нас в Ростове, он бы смог на "таблетке" туда рвануть, 6 посадочных мест и много места для снаряги, главное, чтоб совпали по времени ваши желания:) Так что озвучивай сроки.
Меня с Василием в поход возьмешь?:)))
17 - 11.03.2009 - 12:44 11. Вам назвать перевалы 1Б с ледника Даут в Нахар? Или на слово поверите, что они там есть? А вы их видели, те лбы? ;-) Лично мне показалось, что там пожеще, чем 2А... Впрочем, мы шли двойку, группа была не особо подготовленная и мы свернули на Искровцев, так что может и есть там нормальные пути подъема на верхнюю ступень ледника, утверждать не берусь.
18 - 11.03.2009 - 14:58 11 "А там перевалы в основном 2а."
И известны аж 4 варианта выхода на ледник.
19 - 11.03.2009 - 15:27 9: "позапрошлым летом группе идущей в единичку пришлось рубить ступени во льду (не в фирне!)) на перевальном взлете Джалпакола..."

А в отчете Арламенко написано

"Выводы: перевал - простой 1А , не требующий особой техники и снаряжения. Однако, если снега на леднике станет ещё меньше (по сравнению с августом 2001г. ледяное зеркало на перевальном взлёте увеличилось в 5 раз), то придётся проходить его справа по осыпям."
Вот так, девушка и ходите (С) русский народ.
20 - 11.03.2009 - 15:40 18. угу)) в отчетах 10 летней давности и я о 4х читал)) тока в связи с отступлением ледника имхо 3 уже не актуальны (или сильно видоизменились во всяком случае), один вроде без изменения остался...
19. ну так и вам о том же пишут... "по сравнеию с августом 2001"... а вы книгу 1976 рекомендуете в качестве источника информации))
21 - 11.03.2009 - 15:41 ниче, что я в п. 20 под другим ником написал? (ADV)
22 - 11.03.2009 - 19:09 17 "Лично мне показалось, что там пожеще, чем 2А"
судя по тому, что категорию не повышают, это показалось.
К тому же вряд ли Peshehod туда пойдет.
to 21 ниче
А теперь сравним категории сложности в книге АБС , и в перечне перевалов.
7.2.9
Джалпакол С. 3400 1А сн-ос С.исток р.Джалпакол - р.Мырды
Весной 1Б сн, осенью 1А* ос.
Дяди из ЦМКК так и написали, как Арламенко: "осенью 1А* ос." Так что никаких проблем. "что там косточка, показалось" (С) русский народ
23 - 11.03.2009 - 19:37 05772,
ты бы чего-нть конкретного написал, если чего знаешь. А то все придирки да
подколки
24 - 11.03.2009 - 19:48 Ansv:
Света, привет! Тебя, да еще и с Василием? Конечно возьму! Завсегда рад!
Вот только со сроками опять напряг - тут все зависит от Ульяны. Этот
поход, похоже, будет не долгим, не более недели. Я думал про июнь, но там
наверное в июне снегу еще дофига. По отчетам народ ходит июль-август.
25 - 11.03.2009 - 20:07 ila:
Да с маршрутом в общих чертах определился - 2 кольца из АЛ Узункол.
Кольцо 1
др Мырды - пер. Актур Вост 1Б (или Джалпакол Юж 1А) - др Джалпакол Юж - др
Джалпакол Сев - пер. Беляева 1Б с радиалкой на г. Узловая (или Джалпакол
Сев 1А) - г. Мырды Кругозор (или пер. Мырды Кругозор) - АЛ Узункол
Кольцо 2
др Кичкинекол - пер. Кичкинекол Мал 1А (или Доломиты Юж 1А) - др
Чунгурджар - пер. ТБ 1Б (или Переметный 1А) - др Чиринкол - др Уллукам и
домой (или если есть время еще пройти Электрик или Буревестник и домой по
др Кичкинекол Вост).
Вот собсно и все
26 - 11.03.2009 - 20:54 3: а что конкретно интересует?
23: ты бы чего-нть конкретного написал,
Гораздо логичнее и красивее тб "Глобус"- сев. исток Джалпакола - в. Куршо - пер сев Джалпакол - пер сев Доломиты - р. Уллу-кам - пер. Хасан-кой Сюрюльген-Терскол.
27 - 11.03.2009 - 21:23 05772:
Да стал
-
Для маршрута у меня свои критерии, и главный из них - время. А в
предложенном варианте не вижу прелести; тащить тяжеленные рюкзаки через 3
хребта, прыгая по 1,5 км вверх-вниз. Уволь. Не тот случай.
28 - 11.03.2009 - 21:43 1 пер. Актур Вост 1Б
2 пер. Беляева 1Б
3 г. Мырды Кругозор
4 пер. Кичкинекол Мал 1А
5 пер. ТБ 1Б (или Переметный 1А)
29 - 12.03.2009 - 9:24 27 "Для маршрута у меня свои критерии, и главный из них - время."
Совсем замечательно. Приезд на турбазу Глобус. Собирание грибов и ягод. Купание в нарзане. Отъезд. Все явно высказанные требования соблюдены.
Или: Узункол. Подход под пер. Ак южный. Перевалы Ак южный, Ак-тюбе - Мырды в Далар - Далар.
Или: Узункол, подход под перевал Ак-тур (назовем так самый северный перевал в южной части цирка к северу от вершины Ак-тур) Перевалы Ак-тур, Ак-тур восточный - Ак южный - Ак-тюбе.
30 - 12.03.2009 - 10:14 Читал о случаях ограблений групп в верховьях д.р.Мырды, это связано с невысокой сложностью некоторых перевалов из Мырды в Грузию. И хотя это было давно, думаю сильно расслабляться в Мырдах не стОит. Скажу еще, что погран застава, что была выше Узункола, в 2007 году августе месяце уже была пуста, т.е. погранцы стоят где-то ниже. Т.о. это косвенно подтверждает тот факт, что в Мырды можно встретить "гостей". Но в том же 2007 году спустившись с пер.Карабаши в др.Мырды не встретили никого подозрительного, сверху были альпсборы, а внизу стоит кош. Поговорили с кошеварами - говорят все тихо, "гостей" не было. Но это так, на заметку.
Зато в Махаре, неуспели спуститься к реке, выскочили пограны, проверять доки. Там все схвачено. Но тутже через 20 минут догнали нас на бобике и спрашивают - кто стрелял? Выстрелы наши тоже слышали. Видимо тоже не все гладко. Хотя махарские пограны говорят, что это местные шалят, а не сваны (они такого слова-то не знают).
В Глобусе пьяный местный немного напряг, причем внаглую пер и на нас и на погранцов. А утром он подошел к нам и мило побеседовал. Как-будто 2 разных человека. Вот что с людьми водка делает.
31 - 12.03.2009 - 11:14 svp, мы беседовали в прошлом году в Мырдах с местным пастухом о "гостях"... сказал, что все тихо..
32 - 12.03.2009 - 12:51 В Мырды легкий путь c юга (для знающего полочку) из Сакени. Долина Далара уж очень заросшая и забытая. Сваны ходили еще через Чипер-карачай и Манчхап. В сакене теперь правильная власть. И собственно сваны наверно хорошо поняли, что с Россией надо быть смирными и послушными.
30 "Выстрелы наши тоже слышали. Видимо тоже не все гладко."
Есть такое животное козерог. По Кавказски тур. Кое-где есть серны, олени и даже яки. Вот в них и стреляют.
33 - 13.03.2009 - 12:05 Позвольте вернуться в тему:
кто-нть с Жыпыэсом там ходил? Есть треки-точки?
34 - 13.03.2009 - 16:33 Я с жыпыэсом ходил. Но треков-точек нет. Прибор там не нужен, это же не по лесу ходить, не видя окрестностей. Карты достаточно. Где-то в сети видел скан старой советской хребтовки того района с перевалами, тропами и т.д. Вот её поищите, полезная.
35 - 13.03.2009 - 17:02 34 Это конечно на любителя, но мне по хребтовке ходить не нравится.
36 - 13.03.2009 - 17:45 Что сделал в первую очередь, так это собрал все имеющиеся карты района.
Есть и хребтовки, есть и километровки ГШ (вот еще бы 500-метровок!).
Хребтовки хороши тем, что дают представление о взаимном расположении
хребтов-вершин-перевалов-долин, для первичного ознакомления и прикидки
маршрута самое оно. Но идти, согласен с 35, все ж лучше по картам. Такой
уж я человек, иду в поход предварительно досконально изучив район по
карте. Тогда на местности уже практически не возникает необходимости
тратить время на ориентирование и разведку, и тем более не приходится
блукать, ну разве только при плохой видимости. А на этот случай нужен ЖПС
с картой и точками. Если векторную карту не найду, то сам буду рисовать.
Опять же, на разных картах и схемах зачастую названия и местоположение
объектов не совпадают. Я уже столкнулся с этим относительно вершины и
перевала 40 лет ТАССР (к примеру).
Ну так что вот, такие соображения
37 - 14.03.2009 - 0:19 Перевалы, наоборот, лучше по хребтовке определять. На топографической километровке они неявны. Полкилометровок того района нигде нет. К изучению района по карте добавьте занесение в GPS точек с высотами, отмеченными на километровке, тогда легче ориентироваться будет, если Вы приверженец ходьбы уткнувшись в прибор. Сам я в том районе прибор доставал только "по просьбе трудящихся" для определения высоты. В остальных случаях рулила хребтовка. Километровка шла приложением для примерного определения крутизны склонов. При этом крутизна, определяемая по горизонталям, никак не отражает проходимость участка. Визуальный осмотр рулит. Как и визуальное ориентирование при наличии видимости, а не использование прибора.
38 - 14.03.2009 - 1:17 36: а здесь http://maps.poehali.org/?x=42&y=43.3&z=1&m=1
масштаб 1:50000 это разве не 500-метровки?
39 - 14.03.2009 - 10:19 37 "На топографической километровке они неявны." Надо учится карту читать, мне все видно, а хребтовка это схема не дающая полного представления о рельефе.
40 - 14.03.2009 - 12:02 на хребтовках (во всяком случае тех, что мне попадались) инфы все же меньше, чем на картах. Короткие отроги на хребтовках практически никогда не показываются, например.. "никак не отражают проходимость" - не согласен.. если видно, что перепад километр на километр расстояние, то это уже о многом говорит ;-)
ila, а ты б всеж помягче был бы в формулировках, а? фил "учился карту читать" когда тебя еще в проекте не было ;-)
41 - 14.03.2009 - 12:11 Или например подход под Малый Кичкинекол со стороны Узункола... Две карты - схема-хребтовка и карта с горизонталями (обе - километровки). В среднем течении Кичкинекола обозначено озеро. Глядя на схему можно решить, что озеро - в долине. А по карте четко видно, что от долины до озера - несколько сотен метров перепада по высоте...
З.Ы. я понимаю, что кроме карт используются описания и т.д. и т.п. Но если сравнивать информативность, то горизонталка имхо информативнее... А уж если очень хочется, то кто мешает жирно прочертить на ней хребты и отроги? ;-)
42 - 14.03.2009 - 13:15 2 Peshehod: до погранзаставы за Хурзуком я добирался от Карачаевска на попутной газели. Следует учесть, что в виду обильности в тех краях тур. групп их извоз превращается для многих местных водил в средство постоянного заработка, они вошли во вкус и 200-300 рублями, как в других местах, не обойдёшься. Наш водитель (хотя ехал забирать от погранзаставы забронировавшую его группу) запросил по прибытии на место 1000р, но обошёлся 500р, чему был очень не рад. Охреневшие рожи, привыкли возить москвичей да украинцев. После радиального маршрута я вернулся к той же заставе, где мне посчастливилось случайно обнаружить ПАЗ из Краснодара, который вывозил группу туристов Краснодарского железнодорожного управления (они ходят каждый год ухаживать за обелиском на пер. Эхо Победы). Как вариант можно закинуть к ним удочку (их уголок есть в музее в ДКЖД, там же можно и их координаты надыбать) и, при удачном стечении обстоятельств, вместе с ними съездить и туда, и обратно.
43 - 14.03.2009 - 16:41 37 "Перевалы, наоборот, лучше по хребтовке определять. "
Потому что на полукилометровках большинство не указано, и кое-что дано с ляпами. Например, спуск с Мырды в Сакен.
37 "Полкилометровок того района нигде нет."
http://maps.poehali.org/catalogue/k38/ и качаем лист К38-025.gif
41 "Глядя на схему можно решить, что озеро - в долине."
Озера на Кавказе в основном в карах от древних висячих ледников в бассейнах боковых притоков, поэтому существенно выше дна основной долины.
На caucatalog загружены новые хребтовки сборные - в файле чуть ли не весь Кавказ. Толсты до невероятия. Но подробны.
44 - 14.03.2009 - 18:14 ADV Ну тогда я не понимаю почему для фила перевалы на картах не явны, хотя если кому кажется, что формулировка грубовата тогда извиняйте, не кого обижать не собирался, не зависимо от возраста.
45 - 14.03.2009 - 18:56 to 44
Предлагаю желающим определить по картам, где находится перевал МИФИ, ныне Рынджи. Его очень долго и старательно искали люди из Новороссийска в risk.ru/users/niska/5757/. Аналогично с перевалом Медвежий и куча других.
46 - 14.03.2009 - 19:26 05772, спасибо за ссылку. Про эти полукилометровки не знал.
ila, на топокартах перевалы часто вообще не указываются. На месте перевалов обычно указан скальный гребень, ледник. Чем гадать, проще заглянуть в хребтовку и далее уже ориентироваться по рельефу и вершинам. Если не помогает, тогда лезем в топокарту. Если и это не помогает, включаем прибор с чужими треками-точками и идем, уткнувшись в экран. Ву компранэ?
47 - 14.03.2009 - 19:40 Скачал для пробы карту Гвандры с указанного ресурса. Ужаснулся. Информативность чуть выше километровки. Лучше бы пожали в jpg, чтобы трафик попусту не тратить.
48 - 15.03.2009 - 17:40 37:
Вопросов нет - каждый ходит так, как ему удобнее и смотрит туда, где ему
больше нравится.
"Сам я в том районе прибор доставал только "по просьбе трудящихся" для
определения высоты. В остальных случаях рулила хребтовка"
Аналогично, только наиборот - в последнем походе по Архызу карту достал
только в самом конце похода (когда вспомнил, что она уменя есть). В
остальных случаях "рулил" ЖПС. Хотя это не показатель - район уже как дом
родной. Посмотрим, как сложится в незнакомой местности.
38:
б0б, спасибо за ссылку! Как-то я позабыл про этот ресурс. Реально скачал
500-метровки ВСЕГО района, а заодно еще и Архыз сдернул, и Приэльбрусье.
Мало информации? В смысле названий вершин, перевалов? Этого да,
практически и нет совсем. Согласен с фил'ом - на хребтовках такой инфы
много-много больше, но на картах ведь главное - именно ТОТ САМЫЙ РЕЛЬЕФ!
Смотреть рельеф на 500-метровке куда приятнее, нежели на километровке, не
говоря уже про хребтовку ;)
Кстати, ссылка 38 лучше 43, т.к. там можно скачать не только карты, а и
привязки. Хотя русурс-то один!

49 - 15.03.2009 - 17:53 45:
"Предлагаю желающим определить по картам, где находится перевал МИФИ, ныне
Рынджи"
Не понял цель вопроса, но решил попробовать. Для начала залез в
классификатор и увидел: пер.Рынджи (МИФИ) - 2А, 3300м. Теперь смотрим на
хребтовку и видим, что есть МИФИ западный и есть восточный. Нам какой?
Ладно, поищем оба. Вот и настал черед карты (как назло 500-метровка того
района х.. качества) - смотрим рельеф, сопоставляем с высотой. У меня
получилась одна точка здесь: 43 18,25602N 41 51,7496E, а вторая - 43
18,2976N 41 52,0822E (Pulkovo). Какой из них 2А? Я думаю, западный, т.к. у
восточного весьма крутой ледовый северный склон, а у западного северный
ледовый склон положе южного свального. Ну вот такие соображения.
Вот именно для таких случаев и полезно иметь точку, забитую в ЖПС.


[1] [2] [все] >


Форум Горячего Ключа | Канал на Ютубе - Видео Горячего Ключа - если хотите, чтобы я заснял определенную часть города на видео - пишите в канале заявки. | О Горячем Ключе - социальная инфраструктура. Банки, Полиция, Администрация, Больница, Поликлиника, Полиция... | Населенные пункты Горячеключевского района | Горячий Ключ для детей. Школы, детские сады, спортивные секции, кружки, досуг | Санатории, дома отдыха, отели | Лечение - лечебные факторы горячего ключа, травы, вода, натуральные продукты. | По городу - экскурсии по городу, фотографии, видео-отчеты из разных районов города. | Недвижимость - как переехать в Горячий Ключ. Особенности города, климат, районы, застройщики, риэлтеры | Транспорт - как добраться до Горячего Ключа, железнодорожный транспорт, автобусный транспорт. | Архив форума | Строительство домов |